Кабели силовые с изоляцией из СПЭ на напряжение 10 кВ


Кабели на напряжение 10 кВ занимают особо важное место в категории кабелей среднего напряжения. Долгие годы в категории кабелей среднего напряжения превалировали кабели с пропитанной бумажной изоляцией (БПИ). Это связано с тем, что БПИ являлась единственным видом изоляции на данное напряжение. Наряду с этим шел интенсивный поиск изоляционного материала на основе полимерных композиций, который обладал бы значительными преимуществами и мог заменить БПИ. Такой материал был получен на основе полиэтилена и получил название сшитый полиэтилен (СПЭ).

Кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ) призваны заменить морально устаревшие кабели с пропитанной бумажной изоляцией. Этот процесс в промышленно-развитых странах начал осуществляться в 60-ых годах. В настоящее время многие страны практически полностью перешли на использование силовых кабелей среднего напряжения с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ) и имеют положительный опыт эксплуатации. Так в США и Канаде данные кабели занимают 85% всего рынка силовых кабелей, Германии и Дании - 95%, а в Японии, Франции, Финляндии и Швеции - 100%.

В последнее время в России ведущие энергосистемы также ориентированы на использование кабелей среднего напряжения с изоляцией из СПЭ при прокладке новых кабельных линий и замене либо капитальном ремонте старых. Переход на кабели с изоляцией из СПЭ взамен кабелей с БПИ обусловлен рядом неоспоримых преимуществ:
более высокая надёжность в эксплуатации; 
меньшие расходы на реконструкцию и содержание кабельных линий; 
низкие диэлектрические потери (коэффициент диэлектрических потерь 0,001 вместо 0,008); 
большая пропускная способность за счёт увеличения допустимой температуры нагрева жил:
- длительной (90°С вместо 70°С),
- при перегрузке (130°С вместо 90°С);
более высокий ток термической устойчивости при коротком замыкании (250°С вместо 200°С); 
высокая стойкость к повреждениям; 
низкая допустимая температура при прокладке без предварительного подогрева (-20°С вместо 0°С); 
низкое влагопоглощение; 
меньший вес, диаметр и радиус изгиба, что облегчает прокладку на сложных трассах; 
возможность прокладки на трассах с неограниченной разностью уровней; 
более экологичный монтаж и эксплуатация (отсутствие свинца, масла, битума).